Технология Воскобовича — путь от практики к теории. В основу технологии положена идея направленности интеллектуально-игровой деятельности дошкольников на результат, который получается при решении проблемных и творческих задач.
Цель технологии — развитие интеллектуальных способностей детей.
Цели и задачи игровой технологии В. В. Воскобовича:
1.Развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.
2. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.
3. Развитие мышления, воображения, креативности, (умение мыслить гибко, видеть обычный объект под новым углом зрения).
4. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала.
5. Формирование базисных представлений (Математических, об окружающем мире), речевых умений.
6. Развитие мелкой моторики и всех психических процессов.
Данная цель достигается с помощью комплекса задач:
— формирование познавательных интересов;
— развитие наблюдательности;
— исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности;
— развитие творческого мышления, эмоциональной сферы;
— формирование базисных представлений об окружающем и коммуникативных способностей.
Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» совершенствует память, воображение, внимание, восприятие, логическое и творческое мышление, речь. Внедрение технологии в педагогический процесс позволяет перейти от типичных занятий к игровой деятельности; осуществлять интеллектуально-творческое развитие детей, психологическую, специальную подготовку их к школе.
Особенностями технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей являются:
— связь образного восприятия (через образ и сказочный сюжет) с логическим восприятием (через символ и алгоритм решения).
Многие игры сопровождаются сказочным сюжетом, в который органично соединены логические задания на сравнение, анализ, классификация, обобщение, понимание математического содержания. Использование сказки важно и для нравственного воспитания дошкольника, формирования у него волевых усилий, эмпатии. Ребёнок становится действующим лицом событий, «проживает» сложные, таинственные и весёлые сказочные приключения, преодолевает вместе с главным героем препятствия и приводит его к успеху. Все сказки имеют единое сказочное пространство (Фиолетовый Лес) и сквозных героев (Лопушок, Гусеница Фифа, Медвежонок Мишик, Ворон Метр, Малыш Гео и другие).
— система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий к каждой игре. Это даёт возможность использовать одну игру для решения разных задач образовательной деятельности в течение длительного времени.
Основные принципы технологии
Игра плюс сказка. Первым принципом технологии «Сказочные лабиринты игры» является игровое обучение детей дошкольного возраста. Особенность её в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребёнка. «Сказочные лабиринты игры» — это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определённого сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание игры. Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжеты органично вплетается система вопросов, задач, упражнения, заданий. Очень удобно — взрослый читает сказку, ребёнок её слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания.
Интеллект. Второй принцип технологии Воскобовича — построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребёнок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Не случайно так много внимания уделяется развитию интеллекта у детей дошкольного возраста.
В этом возрасте у них, как правило, развивают вербальный, то есть «приобретённый», интеллект. Мама читает ребёнку книжки, рассматривает с ним энциклопедии, водит его в музеи. В результате он много знает, о многом слышал. Но нет гарантии, что такие дети будут в дальнейшем хорошо учиться. И невербальный, то есть «врождённый» интеллект, у них может быть развит плохо. Что такое врождённый интеллект? Это психические процессы внимания, способность к анализу, синтезу, сформированность причинно-следственных связей, мелкая моторика, память. Игры Воскобовича в первую очередь направлены на их развитие, и одним из концептуальных положений технологии «Сказочные лабиринты игры» является развитие именно невербального интеллекта у детей. Авторы технологии «Сказочные лабиринты игры» не являются сторонниками раннего форсированного развития детей. Весь материал является наиболее благоприятным для восприятия детей дошкольного возраста, с учетом их психологических особенностей.
Творчество. Третий принцип «Сказочных лабиринтов игры» — раннее творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребёнка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности. Развивающая среда — Фиолетовый лес. По сути, это развивающая сенсомоторная зона. Её делают из фанеры, ковролина, рисуют на стене, ткани. Ребёнок действует здесь самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрёл в совместной деятельности со взрослым. В Фиолетовом лесу обязательно находятся сказочные персонажи — Незримка Всюсь, Ворон Метр, Малыш Гео, Лопушок и другие.
Способы реализации технологии. Особенности «Сказочных лабиринтов игры» таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать привычный уклад жизни дома. Технология органично вплетается в уже существующие порядки. В отношениях «взрослый-ребёнок» здесь не предполагается положение взрослого над ребёнком, только партнёрские отношения. Ребёнок окружается непринуждённой, весёлой, интеллектуально-творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и ощущения внутренней раскованности за счет поддержки его творческих начинаний.
Этапы технологии:
1. На первом этапе дошкольник при помощи обследовательских действий знакомится с цветом (формой), усваивает некоторые представления.
2. На втором этапе — с помощью образа ребёнок запоминает понятия, символы.
3.На третьем этапе — он знакомится с закономерностями (принципами) взаимодействия (увеличение-сложение-трансформация), планирует свои действия.
Постоянное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Таким образом, реализуется принцип потенциального развития ребёнка.
Методы и приёмы: — проблемные вопросы, ситуации, — эксперименты, -создание моделей, словоформ, — приём продолжения сказки и др.
Основой организации деятельности воспитателя и детей является следующая система дидактических принципов:
– создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
– обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
– при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
– процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
– обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности);
– новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности).
Характеристика развивающих игр В.В. Воскобовича:
- Многофункциональность.
В каждой игре можно решать большое количество образовательных и воспитательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнаёт и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение. Игры несут в себе способы обучения чтению, развитие математических навыков, конструирование, развитие творческих способностей. Такие серии как «Цифроцирк», «Ура! Я читаю!»- «(Город говорящих попугаев)», «Домашняя игротека» являются дидактическим материалом для раннего обучения, сочетают в себе развитие не только конкретных умений, но и выполняют самую важную задачу — учат ребенка учиться, развивают навыки самостоятельности. В отличие от других дидактических разработок, материал изложен так просто, что им могут воспользоваться родители, педагоги и воспитатели без дополнительного обучения.
2. Широкий возрастной диапазон участников игр.
Одна и та же игра привлекает детей и трёх, и семи лет, а иногда даже учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.
3. Сказочная «огранка».
Сказочный сюжет для детей — это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Ребята с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка, не осваивают отношения целого и части, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты Чудо-Цветика. Новое, необычное всегда привлекает внимание малышей и лучше запоминается.
4.Образностью и универсальностью.
то самое главное, что отличает игры Воскобовича от других. Игры наполнены ощущением сказки, особого языка. Все игры обращены к главному участнику — ребёнку. Сказки-задания, добрые образы, такие, как мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но простоватый Всюсь, забавный Магнолик, сопровождая ребёнка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям, помогают найти общий язык с взрослыми участниками игры. Ведь это так интересно, играть не в квадраты, треугольники, трапеции, а в нетающие льдинки озера Айс, рассматривать и создавать на «Геоконте» не модели конструирования , а паутинки паука Юка или называть лучи и отрезки оранжевым криком Красного зверя и Зеленым свистом Жёлтой птицы , синим шепотом Голубой рыбы. Образность в описании и изображении сказочных героев, образы цифр и букв в «Цифроцирке» и «Городе говорящих попугаев» — не только точно выверенный психологический прием зрительной ассоциации и эмоционального «якорения» объекта, но и особая технология мотивации деятельности. Построенные на возрастных мотивационных акцентах деятельности : интересе, образности, доступности, нестандартности, новизны восприятия, разнообразности — игры интригуют, мобилизуют внимание, интерес, и постепенно втягивают ребёнка в процесс решения. Эффект погружения в задачу происходит органично. Ребенок неизбежно входит в ситуацию, требующую от него четкого алгоритма, последовательности действий, анализа предложенного задания, осознания целей, поиска вариантов решений. При этом роль взрослого заключается в сопровождении решения, равноправного играющего партнёра, тогда как обучением занимается игра. Это существенно облегчает работу с развивающими играми. А после занятий можно поиграть в этих персонажей, придумать для них новые путешествия, игры.
5. Творческий потенциал.
Игры дают ребёнку возможность воплощать задуманное в действительность. Много интересного можно сделать из деталей «Чудо-головоломок», разноцветных «паутинок» «Геоконта», гибкого «Игрового квадрата». Машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы – целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество не только детям, но и взрослым.
6. Конструктивные элементы.
Каждая игра отличается своеобразными конструктивными элементами. В «Геоконте» — это динамичная «резинка», в «Игровом квадрате» — жесткость и гибкость одновременно, в «Прозрачном квадрате» — прозрачная пластинка с непрозрачной частью, а в «Шнуре-затейнике» — шнурок и блок.
7.Эмоциональной культурой игры.
Чаще всего, когда речь заходит о детях, о воспитании и развитии, мы, взрослые становимся очень серьезными. И большинство педагогических приёмов в изложении напоминают сборник уставов, концепций, положений об игре. Но игра — дело весёлое. Поэтому яркой особенностью этих игр является лёгкость в отношении, моментальный юмор и ирония, которую ребёнок воспринимает как язык равенства, поддержки, когда становится нелегко.
8.Различными возможностями использования.
Неоценима возможность этих игр в использовании их как в домашней, семейной игротеке, так и в группах детского, сада, школе, в индивидуальной и коррекционной практике. Причем игры могут быть использованы как индивидуальный материал, так и в качестве общегруппового наглядного пособия. Например, игровой тренажёр «Игровизор», игровой обучающий комплекс «Ларчик» разработаны таким образом, чтобы обеспечить педагогу, воспитателю, просто взрослому широкий выбор возможностей обучения, самореализации, фантазирования вместе с детьми.
