«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» А.М. Горький. Одна из основных форм осуществления интегративного подхода в ДОУ – игровая деятельность, позволяющая объединить различные области знаний и коррекционно-восстановительный процесс. Ребенок принимает участие в игре добровольно, проявляя собственну активность. Его привлекает , в первую очередь, возможность прерывания постановки, удерживание актуального действия в пользу будущего, возможного.
Важно отметить, что в игре представляются, исполняются и проигрываются различные ситуации, проекты , переживания и состояния. В игровой форме наиболее полно реализуются возможности для их «варьирования и перекомбинирования». Творческие возможности в игре превращаются в способности.
Представления у детей о предметном мире, как основу для его творческого преобразования, можно сформировать при использовании системы дидактических игр. Дидактические игры представлены в определенной последовательности. Усложнение дидактических игр идет от умения детей определять только способ действия конкретных предметов к умению называть способ использования и назначение к способности самостоятельно загадывать о предмете загадку с описанием его функций и назначения и далее устанавливать причинно-следственные связи между предметом и пользой от него, между человеком и природой.
При выборе данной педагогической технологии за основу взяты следующие критерии:
Ø Соответствие научной концепции технологии реалиям и возможностям ребенка;
Ø Достаточная системность и системная совместимость технологии с имеющимся педагогическим процессом;
Ø Достаточная управляемость технологии.
Актуальность.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности.
В совместной деятельности взрослого и детей наблюдается нарушение соотношения собственной активности ребенка и активности, стимулируемой взрослым. Сбалансированность этих процессов часто нарушается при слишком энергичном воздействии взрослого, которое обычно снижает активность детей и в конечном итоге отрицательно влияет не только на творческое развитие, но и на другие стороны личности ребенка.
Недостаточный уровень творческих проявлении у детей дошкольного возраста обусловлен несоответствием развивающей среды особенностям становления творческой позиции ребенка. Развинающая среда не побуждает ребенка к творчеству. Это затрудняет эмоционально-оценочное восприятие и осмысление предмета как продукта творческой мысли человека, овладение способами действий по присвоении) опыта творчества, проявление стремления к творческому преобразованию предметов.
В практике дошкольного воспитания нет системы работы по формированию творчества в процессе ознакомления детей с предметным миром. Одна из причин такого положения – отсутствие теоретического обоснования и методического обеспечения процесса формирования творчества у детей через ознакомление с предметным миром.
Таким образом, существует противоречие между необходимостью формирования творчества у детей и несоответствием этой задаче содержания деятельности педагогов (следовательно, и деятельности детей), используемых ими форм, средств и методов, связанное с недостаточным пониманием роли предметного мира в формировании творчества и его места в профессиональной подготовке будущих специалистов дошкольного воспитания .
Цель
Раскрытие личностных способностей детей через актуализацию познавательного опыта в процессе игровой деятельности. Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Задачи:
1. Развивать речь и обогащать словарный запас;
2. Обогащать опыт детей представлениями и сведениями об окружающих предметах;
3. Развивать понимание ретроспективы и перспективы предметного окружения;
4. Расширять представления о целесообразности создания человеком различных предметов;
5. Развивать у детей способы действий разного характера;
6. Формировать умение видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;
7. Развивать собственный практический, познавательный, творческий опыт с помощью наглядных средств;
8. Приобщать дошкольников к преобразованию предметов;
9. Развивать стремления и умения настойчиво решать задачи независимо от взрослого.
В системе воспитания и обучения детей дошкольного
возраста важное место занимает игра — ведущий вид
деятельности дошкольного периода, создающий наиболее
благоприятные условия для психического и личностного
развития ребенка. В игре дошкольник, незаметно для
себя, приобретает новые знания, умения и навыки, учится
осуществлять поисковые действия, мыслить и творить.
В дошкольной педагогике общепринятой считается
классификация игр, составленная на основе такого общего признака, как степень самостоятельности и творчества ребенка в игре. Данная классификация включает две
большие группы игр:
— творческие игры (сюжетно-ролевые, режиссерские,
строительно-конструктивные, театрализованные, игры
с песком и водой);
— игры с готовым содержанием и правилами (дидактические, подвижные и интеллектуально-развивающие).
На современном этапе развития дошкольного образования большое внимание уделяется методике организации дидактических игр дошкольников. Дидактическая
игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой обучения,
самостоятельной игровой деятельностью и средством
разностороннего воспитания личности ребенка, что подтверждено исследованиями многих отечественных педагогов (А.П. Усова, В.Н. Аванесова, З.М. Богуславская,
Е. О. Смирнова, А.И Сорокина, А.К. Бондаренко и др.)
и психологов (Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев и др.)
Можно выделить следующие отличительные особенности дидактических игр:
— они являются чаще всего совместной деятельностью
педагога и детей;
— имеют готовое содержание и правила, носящие
формализованный и обязательный характер;
— действия участников игры реальны и однозначны;
— дидактические игры имеют совершенно определенный, заранее заданный конечный результат;
— носят цикличный, повторяемый характер (цикл
игры заканчивается выигрышем одной из сторон; продолжение игры есть повторение игрового цикла, вновь завершающегося выигрышем).
Широкое использование дидактических игр в дошкольном учреждении объясняется тем, что они наиболее
соответствуют силам и возможностям дошкольников, так
как обучение в форме игры основано на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по
ее законам.
В дидактических играх, как указывают З.М. Богуславская, Е.И. Удальцова, В.Н. Аванесова и другие, ребёнок
без нажима, без нарочитой тренировки учится наблюдать,
выделять особенности различных предметов, в них ярко
проявляется взаимосвязь увлекательной игровой деятельности и процесса усвоения детьми представлений и знаний.
В условиях игры дошкольники лучше запоминают познавательный материал, чем когда им предлагают просто запомнить. Цель игры мобилизует внимание, мышление, память.
В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.
Дидактические игры позволяют детям в живой, непосредственной форме накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах предметов (цвет,
форма, величина, строение, пространственное положение), развивать умение выделять сходство и различие
между предметами (чем больше свойств и качеств научатся выделять дети, тем больше предметов и их свойств
смогут дифференцировать и т. д.); развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику; совершенствовать восприятие, внимание, память как произвольные, так и непроизвольные (последние особенно
важны, так как не вызывают у детей напряжения, возникают по их инициативе, определяются их интересом).
Воспитательная и развивающая ценность дидактической игры заключается в содержании и направленности
его на решение задач нравственного воспитания — воспитание положительного отношения детей к явлениям
окружающей жизни, к труду, взаимоотношениям людей,
воспитание уважения к семье, к старшим. В игре формируются нравственные привычки детей, создается возможность для проявления инициативы, самостоятельности,
активности при решении игровых задач, выполнении игровых действий.
Анализ содержания сборников с дидактическими играми (авторы: Л.В. Артемова, З.М. Богуславская, А.К. Бондаренко, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова и др) позволяет выделить сложившуюся тенденцию деления дидактических игр на игры с опорой на
наглядность (предметные, настольно — печатные) и на
игры без опоры на наглядность (словесные, в которых задача решается в мыслительном плане).
Так А.К. Бондаренко все дидактические игры предлагает разделить на три основных вида:
— игры с предметами (игрушками, природным материалом);
— настольно-печатные;
— словесные игры.
Кроме того, каждая группа дидактических игр имеет
ещё более дробную иерархичность. Например, А.И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр:
игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.
Все авторы выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры:
— дидактические и игровые задачи;
— игровые действия;
— игровые правила;
— результат.
Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем
и отражает его обучающую деятельность.
Игровая задача осуществляется детьми в игровой деятельности и определяет игровые действия. Наличие двух
задач — дидактической и игровой отражает взаимосвязь
обучения и игры. Дидактическая задача реализуется на
протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения обнаруживается в финале.
Реализуются игровая и дидактическая задачи в игровых действиях. Игровые действия составляют основу
дидактической игры (без них невозможна сама игра). Чем
разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем
интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются
дидактические и игровые задачи. Игровым действиям
детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.
Обучение игровым действиям чаще всего не является
прямым, а дается через показ действия. В игровых действиях проявляется мотив игровой деятельности, активное
желание решить поставленную игровую задачу. По своей
сложности они различны и обусловлены сложностью познавательного содержания и игровой задачи.
Содержание и направленность правил игры обусловлены общими задачами формирования личности ребенка,
познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет
игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Соблюдение правил выступает непременным
условием решения игровой и дидактической задачи. Дидактическая игра может состояться только при условии,
когда правила становятся внутренним регулятором детской деятельности, а не выступают лишь как внешнее
требование взрослого.
Правила в дидактической игре выполняют разнообразные функции. Они направляют игру по заданному
пути, объединяя дидактическую и игровую задачи, определяют последовательность игровых действий, повышают
занимательность игры, позволяют воспитателю косвенно
руководить ею, регулировать взаимоотношения участников и формируют межличностные отношения. Таким
образом, без правил дидактическая игра развивалась бы
стихийно, а дидактическая задача не решалась.
Результатом дидактической игры является решение
игровой и дидактической задач. Решение обеих задач —
показатель эффективности игры.
Педагогу, использующему в своей деятельности дидактическую игру, необходимо знать её природу и возможности, ее структуру и особенности, своеобразие каждого
из её компонентов и четко представлять роль дидактической игры и ее место в педагогическом процессе дошкольного учреждения.
Так дидактическая игра может быть включена в непосредственно образовательную деятельность в качестве ее составной части, позволяя повысить интерес детей к ней, активизировать их деятельность. А может использоваться
и как самостоятельная форма. В первом случае содержание и правила игры подчинены воспитательно-образовательным задачам и программным требованиям к тому
или иному виду занятий, а инициатива в выборе и проведении игры принадлежит воспитателю: он учит детей, как
надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями. Дидактические игры также проводятся утром до завтрака, на прогулке, во второй половине дня, в группе или
на участке. В самостоятельных играх педагог участвует
в качестве партнера или арбитра, следит за взаимоотношениями между детьми, оценивает их поведение. Дидактическая игра тем и хороша, что она позволяет взрослому
не предъявлять ребенку педагогическую цель в явном виде,
избегать прямого формирующего воздействия на него, не
демонстрировать, а наоборот, тщательно скрывать свою,
безусловно, руководящую позицию в воспитании.
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
— выбор игры в соответствии с дидактическими задачами;
— определение места и роли игры в системе обучения
и воспитания;
— установление взаимосвязи и взаимодействия с другими формами воспитательно-образовательной работы;
— подготовка игрового оборудования;
— определение времени игры в режиме дня.
При отборе дидактической игры педагог должен четко
представлять себе требования, которым она должна отвечать:
— дидактическая игра должна отражать реальную картину окружающего мира и быть доступной дошкольникам;
— обеспечивать возможность играть как отдельному
ребенку, так и не большой группе детей;
— позволять ребенку самостоятельно контролировать
правильность выполнения задания;
— материалы для игры должны быть прочными, красочно оформленными, привлекательными и отвечать
эстетическим нормам.
Проведение дидактических игр включает:
— определение количества играющих;
— ознакомление детей с содержанием игры, игровыми
правилами,
— игровыми действиями, дидактическим материалом;
— развитие у детей игрового настроения, желания играть;
— показ игровых действий;
— руководство ходом игры, обеспечение активности
всех детей, оказание помощи нуждающимся;
— подведение итогов игры.
При проведении дидактических игр в работе с детьми
старшего дошкольного возраста воспитателю необходимо
соблюдать следующие условия:
— четко, эмоционально и выразительно разъяснять
детям задачу и правила игры;
— занимать в игре позицию равноправного партнера,
сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, поддерживать интерес к действиям каждого ребенка;
— вводить в игру элементы соревнования, веселой состязательности команд, поощрять болельщиков, которые
эмоционально поддерживают играющих;
— давать возможность каждому ребенку быть в роли,
как участника, так и ведущего игры;
— обеспечивать постоянную смену игровых ролей;
— варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение
в соответствии с изменением игрового содержания;
— осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к детям через вариативность игровых заданий и правил;
— средства и способы повышающие эмоциональное
отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических
задач.
Итак, воспитатель должен активно руководить дидактической игрой на всех ее этапах: организовывать
игру и следить за ее ходом, принимать непосредственное
участие в игре, наблюдать за ходом игры, при необходимости оказывать помощь играющим.
Таким образом, владея методикой руководства дидактическими играми дошкольников, педагог может решать
самые разнообразные задачи воспитания, обучения и развития детей, добиваясь высокой эффективности их реализации.