Н. Е. Веракса отмечает, что использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению инициативности и самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, вносит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
Использование метода проектов в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов.
Актуальность
В современном образовательном процессе, в том числе и в дошкольной среде, много внимания уделяется проектированию. Метод проектов позволяет воспитать самостоятельную и ответственную личность, развивать творческие и умственные способности ребёнка, а также способствует развитию целеустремленности, настойчивости. Темы проектов рождаются именно из интересов детей. Проектный метод обучения является для дошкольных образовательных учреждений инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих способностей.
Федеральные государственные требования (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования говорят о том, что программа дошкольного образовательного учреждения должна строиться с учетом принципа интеграции образовательной области в соответствии с возрастными возможностями и спецификой образовательных областей.
Человек должен, как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов.
Современный педагог должен владеть знаниями и умениями педагогического проектирования и организации проектной деятельности, нацеленных на преобразование будущего в сфере воспитания и образования дошкольников.
Таким образом, используя в своей работе педагогическое проектирование, а в работе с дошкольниками, мы реализуем личностно – ориентированный и развивающий подход к обучению и воспитанию.
Проектная деятельность позволяет нам:
– Повысить профессиональный уровень педагогов и степень их вовлечения в деятельность, сделать коллектив более сплоченным;
– Формировать профессиональное взаимодействие педагогов с детьми дошкольного возраста, которое основывается на субъектном отношении педагога к ребенку, индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка, мотивационном подходе, доброжелательном отношении к ребенку.
– Развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем, а при педагогическом проектировании общаются между собой все участники образовательного пространства детского сада), а так же реализуются научные принципы построения основной общеобразовательной программы.
Развиваются интегративные качества ребенка, которые являются итоговыми результатами освоения детьми образовательной программы.
Цель технологии
Формирование у детей и взрослых научно – познавательного, практически – деятельного, творческого отношения к окружающей действительности, развитие свободной творческой личности ребенка.
Задачи технологии
1.Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.
2. Развитие познавательных способностей
3.Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению.
4. Развитию коммуникативных навыков
Принципы технологии.
Проектная деятельность выступает именно как проектная только в том случае, если прямое, натуральное действие оказывается невозможным.
Отличие проектной деятельности от продуктивной состоит в том, что первая предполагает движение ребенка в пространстве возможного.
Проектная деятельность опирается на субъектность ребёнка, то есть на выражение его инициативы, проявление самостоятельной активности.
Проектной деятельности заключается в том, что ее участники должны быть мотивированы. Но простого интереса недостаточно. Нужно чтобы и педагог, и ребенок реализовывали в проектной деятельности не только свое понимание, но и свои смыслы.
Важной особенностью проектной деятельности является ее адресный характер
Алгоритм использования технологии
1. В рамках проекта (с детьми, родителями и специалистами ДОУ)
2. Образовательно-воспитательной деятельности
3. Досуговой деятельности
4. Дополнительного образования
5. Работа с родителями
Этапы проекта.
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап | 1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта. 2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3. Формулирует задачу (не жёстко). | 1. Вхождение в проблему. 2. Вживание в игровую ситуацию. 3. Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта. |
2 этап | 4. Помогает в решении задачи. 5. Помогает спланировать деятельность 6. Организует деятельность. | 5. Объединение детей в рабочие группы. 6. Распределение амплуа. |
3 этап | 7. Практическая помощь (по необходимости). 8. Направляет и контролирует осуществление проекта. | 7. Формирование специфических знаний, умений навыков. |
4 этап | 9. Подготовка к презентации. 10.Презентация. | 8. Продукт деятельности готовят к презентации. 9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельно |
В результате освоения технологии проектрования повышается уровень профессионального мастерства педагогов, изменения его мировоззрения, развития его творческого потенциала и создания в ДОУ, условий для эффективной воспитательно-образовательной работы с детьми.
Расширяется знания детей в различных областях действительности, дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умение рассуждать и делать выводы, развития познавательной – поисковой деятельности, творческих, коммуникативных способностей, умение взаимодействовать в коллективе, приобретать необходимые социальные навыки, меняется содержания игровой деятельности детей, она становится более разнообразной и увлекательной.
Развиваются детско – родительские отношения. Ребенок, оказывается содержательно интересен родителям, поскольку может выдвигать различные идеи, открывая взрослым, что-то новое в уже знакомых ситуациях. Реальная жизнь родителей и ребенка, наполняется богатым содержанием, которое может быть представлена в совместной деятельности, создании альбомов, увлечениях и традициях.
В результате проведенного на заключительном этапе мониторинга наблюдается положительная динамика в использовании проектного метода посредством технологии проектной деятельности и снижения процента детей, имеющих затруднения. Трудности испытывает один ребенок. Причина часто болеющий ребенок.
Параметры оценки реализуемых проектов.
- Значимость и актуальность выдвинутых проблем, соответствие их
изучаемой тематике. - Конкретность используемых методов исследования и обработки
получаемых результатов. - Активность каждого участника проекта в соответствии с его
индивидуальными возможностями. - Коллективный характер принимаемых решений.
- Характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта. Глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей.
- Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы.
- Эстетика оформления результатов реализуемого проекта.
Умение лаконично и аргументированно отвечать на вопросы оппонентов
Некоторые проблемы в использовании метода проекта в воспитательнообразовательном процессе ДОУ.
Проблема осознания понятия «Технология проектирования»
Воспитателям необходимо понять, чем проектная
деятельность отличается от комплексной работы по теме? А отличается она тем, что педагог не преподает готовое и до конца разжеванной знание, которое детям остается только проглотить и усвоить. Он не объясняет и не демонстрирует детям правильный способ действия, которым они могли бы овладеть путем прямого подражания. Он не порицает детей за сделанные ими ошибки. В проектной деятельности воспитатель предлагает детям некое
задание, слишком сложное для того, чтобы его можно было выполнить сразу и за один присест по какой-то уже известной схеме. Если ребенок отвечает:
“я не знаю, как справиться с этим заданием”, воспитатель не понукает его: “ну, вспомни, вспомни…”. Он призывает: “подумай, вообрази, поразмысли над тем, каким путем и какими средствами его можно было бы выполнить”.
Проблема понимания отношений воспитателя и ребенка в процессе проектной деятельности.
В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер воспитательно-образовательного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «воспитатель» — «дети» или «методист»- «воспитатели».
Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит
в рамках отработанной схемы. При проектной деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для наших педагогов. Требуется совместное постижение поставленной проблемы, появляется позиционная пара «коллега-коллега».
Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, воспитатель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми
вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить воспитательно-образовательный процесс из скучного в результативную созидательную творческую работу.
Проблема: «В чем смысл внедрения в воспитательно-образовательный процесс проектной деятельности?»
Буквально десять лет тому назад, когда еще не были так развиты
информационные технологии, не было такого количества техники, столь многогранных взаимоотношений между людьми, можно было более или менее сносно прожить жизнь, следуя хорошо проверенным правилам, опираясь на опыт и знания, накопленные предшествующими поколениями.
Тогда образование в большой степени сводилось к передаче, усвоению и воспроизведению, репродуцированию этого опыта с небольшими поправками и дополнениями соответственно таким же небольшими и постепенным изменениям окружающей жизни. Медленно изменяющаяся жизнь ставила перед людьми трудные и тяжелые, но достаточно определенные проблемы; она также давала время и шансы на решение каждой из них согласно принятым нормам. Нужно было только заранее и хорошо выучить, в чем состоят эти решения и нормы и как их применять на практике. Сегодняшняя жизнь такой возможности нам не дает. Она каждый день ставит нас лицом к лицу с неясными, многозначными, плохо определенными проблемами, не имеющих прецедентов и готовых решений.
Единственный выход состоит в том, чтобы научиться алгоритму
самостоятельного решения проблем, чему и способствует проектная
деятельность наряду с традиционными способами овладения знаниями и умениями.
Проблема определения роли проектной деятельности для детей.
Воспитатели должны понять, что проект – это возможность максимального раскрытия творческого потенциала. Это деятельность, позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, публично показать достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими участниками проекта в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения
проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Проблема определения роли проекта для воспитателя.
Проект — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования, а именно учить:
проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению
подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
целеполаганию и планированию содержательной деятельности;
самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
представлению результатов своей деятельности и хода работы;
презентации в различных формах, с использованием специально
подготовленного продукта проектирования (альбома, макета, плаката, компьютерной презентации, театрализации, видео, методического материала, выставки творческих работ);
поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого
знания;
практическому применению знаний в различных, в том числе
и нетиповых, ситуациях;
выбору, освоению и использованию подходящей технологии
изготовления продукта проектирования;
Проблема определения доли нового и изученного в проекте.
Воспитатели должны усвоить, что приступая к проекту, ребенок должен иметь некоторые стартовые знания, умения и навыки. Готовые новые знания для детей в ходе проекта воспитатель может дать, но в очень незначительном объёме и только в момент его востребованности детьми. В остальных случаях воспитатель должен натолкнуть детей на пути самоизучения материала (опираясь на энциклопедии, книги, ответы родителей, воспитателей-специалистов и т.д.)
Проблема обеспечения заинтересованности детей в работе над
проектом, т.е. мотивации, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную и исследовательскую деятельность мотивационные механизмы.
Проблема осознания окончания проекта значимой оценкой –
общественным признанием состоятельности (успешности,
результативности).
Положительной оценки в проекте достоин любой уровень результатов. Поэтому по окончании проекта используются различные формы публичных выступлений: презентации, праздники, публичный отчет перед родителями, младшими товарищами, участие в выставках, экспозициях, показ коллекций,
ярмарки и т.д.