В педагогике ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь
на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство
воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса
образования дошкольников. ЛЕГО-конструирование – это не только
практическая творческая деятельность, но и развитие умственных
способностей, которое проявляется в других видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной. Это также воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развитие самостоятельности, способности детей решать любые задачи творчески.
ЛЕГО-технология, бесспорно, претендует называться интерактивной
педагогической технологией, так как стимулирует познавательную
деятельность дошкольников.
В силу своей универсальности ЛЕГО-конструктор является наиболее
предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников.
Цель технологии: Содействовать развитию у детей дошкольного возраста
способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность
творческой самореализации посредством овладения LEGO –
конструированием.
Задачи:
Обучающие:
*содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции,
симметрии, понятии части и целого;
*создать условия для овладения основами конструирования;
*способствовать формированию знания и умения ориентироваться в
технике чтения элементарных схем.
Развивающие:
*создать условия для развития внимания, памяти, образного и
пространственного мышления;
*способствовать развитию творческой активности ребёнка;
*способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.
Воспитательные:
*содействовать формированию умения составлять план действий и
применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;
*содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);
*создать условия для развития навыков межличностного общения и
коллективного творчества.
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Ребенок на опыте познает конструктивные свойства.
Принципы:
*от простого к сложному;
*учет возрастных особенностей детей;
- *учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
- *активности и созидательности – использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;
- *комплексности решения задач;
- *решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
- *реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.
Формы организации обучения дошкольников конструированию
- Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что
нужно построить (например, изображение или схема). - Конструирование по модели
При конструировании по условиям — образца нет, задаются только
условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим). - Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам
- Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.
При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач.
Методы и приемы, используемые с детьми:
- *беседы, из которых дети узнают информацию об объектах моделирования;
- *работа по образцу, – обучающиеся выполняют задание в предложенной педагогом последовательности (по схеме), используя определенные умения и навыки;
- * самостоятельное проектирование для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий;
- *коллективные работы, где дети могут работать группами, парами, все вместе.
При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой работе.
Алгоритм выполнения ЛЕГО конструкций
- Приветствие. Создание проблемной ситуации – вхождение в игровую (сюжетную) ситуацию.
- Демонстрация и рассматривание картин с изображением объекта для конструирования.
- Объяснение последовательности выполнения или просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции.
- Изучение при необходимости схем и чертежей.
- В соответствии с замыслом и темой выполнение поделки из деталей.
- Анализ и оценка.
- Обыгрывание – использование построек для организации игр в совместной и самостоятельной деятельности
Алгоритм использования технологии:
- *Образовательно – воспитательная деятельность
- *Дополнительное образование (В рамках кружковой работы)
- *В сюжетно-ролевых играх, в играх – театрализациях
- *В дидактических играх и упражнениях, направленных на развитие речи, мышления, памяти, тактильное восприятиеОбучение навыкам самоконтроля и самооценки.
- * Досуговая деятельность
Ожидаемые результаты:
В ходе работы по лего-конструированию ребенок должны знать:
основные детали Лего-конструктора (назначение, особенности);
простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма);
виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное
соединение деталей;
технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.
Уметь:
-осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);
-конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления
конструкции;
-конструировать по образцу;
-с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую
практическую работу, осуществлять контроль качества результатов
собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей; реализовывать творческий