Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому». Перед педагогом стоит задача научить обучающихся ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации. Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти обучающегося, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил на учебных занятиях по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу.
Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития общества является использование на учебных занятиях методики создания лэпбука.
Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали американцы. У нас в стране лэпбукинг считается методом новым и, пока еще, не получил широкого распространения. Но, на данный момент лэпбукинг – это самый популярный метод домашнего обучения, используемый по всему миру.
Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая папка или книжка-раскладушка), – это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой помещены материалы по какой-то определенной теме. Это отличный способ выполнить исследовательскую работу (провести наблюдения или опыты и зарисовать), в процессе которой обучающийся закрепит и систематизирует изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели. Кроме того, лэпбук – хорошая форма, позволяющая привлечь родительское сообщество к совместному сотрудничеству в образовательном процессе.
Так как лэпбук – это учебное пособие, поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. Содержание папки может быть в виде информационного блока, наглядного блока, литературного блока и т.д. Все это размещено в кармашках, в виде блокнотиков, книжках-гармошках, конвертиках, цветики-разноцветики, вращающихся кругах, на карточках и т.д.
Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие у обучающегося творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.
Понятие «лэпбук» и его значение
Что такое лэпбук? По сути лэпбук представляет собой портфолио или коллекцию маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую обчающийся собирает сам, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях обучающегося.
В лэпбуках систематизированы знания по какой-то теме. Темы могут быть как широкие, так и узкие. В такой книжке много кармашков и конвертиков, содержащих необходимый систематизированный материал (в том числе иллюстративный) для изучения и закрепления знаний по теме. Одним из плюсов данной работы является тот факт, что работа над созданием лэпбука может носить как индивидуальный характер, так парный или групповой.
Работая индивидуально, один обучающийся занимается поиском, сбором информации и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои силы. Данный вид работы необходим, если в группе есть обучающиеся, которым тяжело находить контакт с другими, если они стеснительны и необщительны. Он помогает таким обучающимся раскрыть себя и свой потенциал пред педагогом и сверстниками.
С точки зрения социализации в обществе, важной формой работы является взаимодействие в малой группе, когда 3–5 обучающихся работают над одним лэпбуком. Здесь, с одной стороны, каждый должен понимать свою значимость, а с другой нельзя допускать, чтобы кто-то остался без определенного задания, думая, что всю работу сделает за него кто-то другой. В группе обучающиеся учатся выстраивать свои рабочие взаимоотношения не на личных симпатиях и антипатиях друг к другу, а на стремлении выполнить работу максимально хорошо, тем более, что работа над созданием лэпбука (от его проектирования до воплощения в жизнь) трудоемка как по времени, так и по содержанию.
Работа над лэпбуком достаточно разнообразна, кроме того, роль педагога в такой работе сводится не к тому, чтобы быть источником информации, а как раз наоборот, педагог является тем фактором, который подталкивает обучающихся к совершению, пусть незначительных на первый взгляд, но открытий. Педагог является сторонним наблюдателем, который лишь при необходимости вмешивается в процесс создания лэпбука и помогает советом тогда, когда это необходимо.
Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как обучающийся воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей. Для работы над лэпбуком подходит все: и цветная бумага; как вырезанные, так и нарисованные самостоятельно картинки; рукописные или распечатанные тексты, графики и диаграммы.
Еще одним плюсом лэпбука является тот факт, что лэпбук — это удивительный инструмент образования, сделанный вручную. Сам по себе лэпбук очень интерактивен, начиная от процесса его создания до готового результата. И каждый компонент лэпбука, над которым работает обучающийся, дает ему возможность сконцентрировать свое внимание на определенном аспекте более глобальной темы.
Помимо образовательных плюсов, лэпбук может восприниматься обучающимися как «сокровище», к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти. Работая, казалось бы, над одной темой, обучающиеся часто по-разному находят решения поставленных перед ними проблем. Именно в такие моменты педагог понимает, что стоит на одной из ступеней лестницы, ведущей к главной цели современного образования, а именно научить учиться самому. Поэтому, когда созданное «сокровище» демонстрируется одногруппникам, происходят спонтанные обсуждения и дискуссии, которые способствуют улучшению усвоения информации.
Необходимо отметить, что работая над одним лэпбуком, обучающиеся часто открывают для себя темы следующих своих исследований. Ведь чем чаще они сталкиваются с необходимостью узнавать что-то новое, тем чаще неизученное и непонятное, привлекает их внимание.
Как говорилось выше, лэпбук — это конкретный аспект более глобальной темы, поэтому при правильном построении работы, педагог за период обучения своему предмету может создать с группой целую серию лэпбуков на одну тему, которая будет более полно отображать проблемы, связанные с данной темой. Наполнение и раскрытие данных вопросов и тем, будет зависеть от самих обучающихся, от того, как они видят проблему и от того, как они захотят ее решить. В итоге, у каждого обучающегося к концу обучения будет свое портфолио, с которым интересно работать, которое легко в использовании, а главное, оно будет содержать нужную информацию по разным проблемам окружающей нас действительности.
Тот факт, что решение проблемы и наполнение информацией лэпбука зависит от обучающегося, говорит о том, что при создании лэпбука, обеспечиваются индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении. Оценивание каждой работы также предполагает индивидуальный подход к каждому обучающемуся, так как для студента со средней успеваемостью, порой, индивидуально создать работу данного порядка (исследовательскую, с выводами, с причинно- следственными связями) бывает сложно. Однако, работая над лэпбуком, он может проявить себя и превзойти одногруппника, у которого успеваемость на порядок выше.
Необходимо отметить, что применение лэпбука на учебном занятии и во внеурочной деятельности возможно не на каждом типе учебного занятия по ряду причин. Данная методика и техника обучения подходит для урока закрепления или урока обобщения и повторения, когда обучающиеся в определенной степени владеют информацией по заданной теме, но создавая лэпбук, им приходится детализировать информацию по центральной теме лэпбука, креативно подходить к оформлению и объяснению как уже изученного, так и нового материала.
Одним из минусов данной работы является время, необходимое на создание лэпбука. Одного учебного занятия или внеучебного занятия будет недостаточно, тем более, учитывая тот факт, что перед созданием конечного продукта, необходимо тщательно продумать его структуру и найти нужную информацию.
Большую часть работы (планирование и поиск информации) можно осуществлять дома, но при консультации с педагогом. Конечное же создание лэпбука необходимо осуществлять в рамках учебного занятия, чтобы было видно работу каждого члена группы или обучающегося в отдельности, чтобы у одногруппников была возможность поделиться друг с другом своими открытиями. Также, от педагога требуется дополнительная подготовка к предстоящему уроку, ведь у обучающихся будут вопросы, у них будет информация, которую он, возможно, не знает и к этому нужно быть готовым, нужно правильно относиться к ситуации, когда обучающийся знает что-то, чего не знает педагог. В этой ситуации педагог четко должен помнить и объяснять обучающимся, что педагог в рамках современного образования в первую очередь не источник знания, а опытный проводник к поиску, восприятию и усвоению знаний.
Подводя итог, необходимо отметить, что, несмотря на малозначительные минусы, которые имеет работа над лэпбуком, ее плюсы неоспоримы. Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая обучающимся не только знания предмета, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации.
Лэпбук как новейший способ систематизации знаний
В условиях модернизации образования, педагогу необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу — личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи. Применяя в своей работе технику создания лэпбука, у педаога появится возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях.
Лэпбук не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на учебном занятии, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать обучающимся уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
В настоящее время лэпбук является новейшим способом организации учебной деятельности, это одновременное и игра, и творчество, и познание и исследование нового, и повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности.
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно- игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально под конкретного обучающегося с его уровнем знаний, распространены также и «коллективные» тематические папки – лэпбуки.
Работая над созданием лепбука обучающийся запоминает информацию, в ходе работы с тематическим материалом им проводятся наблюдения, выполняются задания, так же, он изучает и закрепляет информацию. Впоследствии, имея под рукой готовую тематическую папку, он может освежить свои знания по той или иной теме. Лэпбук – итоговый результат совместной работы по определенной теме. Его изготовлению должны предшествовать тематические занятия, обсуждение и обговаривание сложных вопросов, выполнение заданий. В этом случае обучающийся будет готов к изготовлению тематической папки, и она действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического пособия.
Разновидности тематических папок:
- в зависимости от назначения: учебные, игровые, поздравительные, праздничные, автобиографические, папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т.д.;
- в зависимости от формы: стандартная книжка с двумя разворотами; папка с 3-5 разворотами; книжка- гармошка; фигурная папка.
- Организация материала: стандартные кармашки, обычные и фигурные конверты, кармашки-гармошки, кармашки-книжки. окошки и дверцы, вращающиеся детали, высовывающиеся детали, карточки, теги, стрелки, пазлы;, чистые листы для заметок и т.д.


Существует три основных варианта: базовый, базовый с добавлением 1-2 расширений и сдвоенный базовый. Изготовление таких основ подбробно показано на картинке:
Распланируйте, какую именно информацию по выбранной теме будет содержать ваша папка. Нарисуйте несколько ориентировочных макетов на простом листе или в Ворде (Пэйнте или программе-проектировщике), выберите оптимальный вариант для размещения необходимой информации. Продумайте, какой вид будут иметь ваши кармашки (подтемы) и как будет организована в них информация. Теперь можно приступать к изготовлению лэпбука.
На этом этапе к деятельности может присоединиться ребенок. Занимайтесь по тематической папке постепенно: одно занятие — одно задание. Придумайте удобное место для хранения изготовленных материалов. Интересных вам идей и плодотворных совместных занятий с детьми! Немного фантазии, творчества, воображения, совместная работа и лэпбук готов.
Лэпбук как средство организации учебного проекта
С внедрением ФГОС каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. ФГОС требует создать условия, при которых обучающиеся будут:
- самостоятельно приобретать недостающие знания из разных источников;
- учиться пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретать коммуникативные умения, работая в различных группах (вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, уважительно относиться к чужому мнению);
- развивать исследовательские умения (выявлять проблему, собирать информацию, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, строить гипотезы, обобщать);
- развивать системное мышление.
Одним из способов достижения этой цели является проектно-исследовательская деятельность.
Изучив технологию изготовления лэпбука, можно сделать вывод, что это творческий процесс, в ходе которого обучающиеся участвуют в поиске, анализе и сортировки информации и легко приходят к конечному результату, т.е. созданию проекта. Работа по созданию лэпбука направлена на развитие у обучающихся творческого потенциала, учит мыслить и действовать креативно, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.
Если лэпбук будет содержать информацию в рамках одного учебного предмета – то это будет монопредметный проект; если в лэпбуке обучающийся использует знания по двум и более предметам, то такой проект будет межпредметный; если собранный материал выходит за рамки изучаемого материала на учебных занятиях, носит характер исследования и может использоваться как дополнение к уроку, то это – внепредметный проект.
Лэпбук отвечающий требованиям ФГОС должен быть:
- информативным;
- полифункциональным: способствовать развитию творчества, воображения, мышления, логики, памяти, внимания;
- пригодным к использованию одновременно группой обучающихся;
- обладать дидактическими свойствами;
- являться средством художественно-эстетического развития обучающегося, приобщать его к миру искусства;
- вариативным (есть несколько вариантов использования каждой его части);
- его структура и содержание должны быть доступными для обучающегося;
- обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность обучающихся на уроке и во внеурочное время.
Лэпбук – разновидность метода проекта, так как создание лэпбука содержит все его этапы:
- Проблема – целеполагание, выход на тему.
- Планирование – разработка лэпбука.
- Поиск информации – выполнение.
- Продукт.
- Презентация результата проекта.
Значимость и преимущества технологии «лэпбук»:
- Активизирует интерес к познавательной деятельности;
- Позволяет самостоятельно собирать нужную информацию
- Развивает креативность, творческое мышление, мелкую моторику, речь;
- Помогает разнообразить занятия, совместную деятельность;
- Помогает лучше понять и запомнить информацию (особенно если обучающийся визуал);
- Позволяет сохранить собранный материал;
- Объединяет педагогов и обучающихся;
- Способствует организации материала по изучаемой теме в рамках календано-тематического планирования;
- Способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы;
- Обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений;
- Способствует творческой самореализации педагога.
- http://www.homeschoolshare.com/Lapbooks_at_HSS.ph p.
- https://r http://www.tavika.ru/2013/06/lapbook- crow.html.
- u.pinterest.com/Antavika/lapbook/
- http://ta-vi-ka.blogspot.ca/2014/02/lapbook- winter.html#sthash.efg4O48G.dpuf
- http://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeobrazovanie/prochee/ lepbuk-kak-vid-sovmiestnoi-dieiatiel-nosti-vzroslogho-i- dietiei